anatoligreen: (Default)
[personal profile] anatoligreen

Последние месяцы в процессе очередной имитации российских президентских выборов, - это всегда аварийные наверстывания бюджетов, концентрация новых направлений пропаганды, а также формирование очередной плеяды политических выскочек. Которым на этот раз, суждено спасать страну.

 

По вполне очевидному плану формирования идейного базиса российской президентской предвыборной кампании-2018, основным “штатным направлением” пропаганды первоначально обещало стать сирийское. Но оно схлопнулось, с территориальной целостностью этой страны произошел конфуз, и с обещанным выводом российских войск тоже.

 

Поэтому сейчас сирийский приоритет в повестке российской пропаганды стремительно меняется. На смену ему приходит балканское направление российского внимания, и идущее от него общеевропейское. По указанию Кремля, эти новые направления на недавно состоявшемся экономическом форуме в Давосе иллюстрировали глава российского ВТБ Костин и вице-премьер Дворкович. Первый заявил, что Европа стоит на пороге войны с РФ

. В чем причина? Ответ был простой в стиле “потому что в Черном море все больше ваших военных кораблей, а не наших”.

Второй российский чиновник заверил публику форума, что РФ в ответ на санкции вот-вот заменит чем-то своим собственным

 международную систему расчетов VISA. Зачем заявлял? Затем, что когда в Москве сами отменят эту систему, Брюсселю дескать думать будет уже поздно. Европе лучше сейчас одуматься, а то ей сделают страшно.

 

Словом, главный сигнал для ядерного электората российской власти к грядущим выборам был сформирован. Теперь, это не Сирия и Халифат. Теперь это снова Балканы и Юго-Восток Европы. Через которые, как из рога изобилия, в Европу сыпятся сотни тысяч мигрантов - сейчас они стали пугалом для европейцев, как и в конце далеких 90-х годов, когда только начиналась карьера нынешнего старого российского лидера.

 

Главная плеяда нынешних выборов, это “семейные”

 

Предвыборные тезисы в озвучке Костина и Дворковича - это не единственный показатель того, что в Кремле меняют вектор пропаганды. В середине зимы, например, на поверхность неожиданно начали всплывать российские зарубежные политические проекты, которые прятались на дне много лет.

 

Например, в середине января английская The Guаrdian обратила свое внимание на сербско-черногорскую парамилитарную сеть “Сербская честь”. Она создавалась еще в первую балканскую военную кампанию как российская прокси-группа против сил НАТО.

 

По мнению прессы, появились данные что эта сеть имеет отношение к разжиганию сепаратизма в Боснии, и к неудачной попытке пророссийского государственного переворота в Черногории в 2016 году. Примечательно, что перед грядущими российскими выборами, на поверхность всплыло это детище Кремля.

 

В эти же дни января, в Украине благодаря проведению очередного активного мероприятия, пресса вдруг вспомнила о православно-чекистским обществе “Радомир”, которое прославилось на ниве охранного бизнеса в украинской металлургической столице - Запорожье.

 

Обе неожиданно вынырнувшие на поверхность парамилитарные зарубежные сети московская пресса относит к сфере влияния Константина Малофеева, достаточно известного среди ультраправых православно-экстремального бизнесмена средней руки.

 

Но на волне доения предвыборных бюджетов, на украинском и балканском направлениях зимой этого года неожиданно отметилась и рыба намного более крупная - российский алюминиевый король Олег Дерипаска. Он причисляется прессой к ведущим инвесторам так называемой “семейной группы” российского капитала, которая сформирована приближенными и семьей экс-президента Бориса Ельцина. Наряду с Дерипаской, в эту группу входят Роман Абрамович и несколько других бизнесменов помельче.

 

Кто активен на “Юго-западном фронте” Москвы

 

Абрамович присутствует в экономике нашей страны давно. Он совладелец компании “Евраз Украина”, которая считается одним из трех главных игроков украинской металлургии.

 

Кроме того, до недавних пор, Абрамович числился родственником очень известного в 90-е годы украинского нефтетрейдера Александра Жукова, и был его зятем.

 

В отличии от достаточно успешных в юго-восточном регионе Европы Абрамовича с местными одесскими родственниками, Дерипаске в этих землях откровенно не везет.

 

В последние годы его компании умудрились потерять значительные промышленные активы - сначала в Боснии, затем в Черногории, потом в Украине. Виновных в неудачах алюминиевого магната искали долго, буквально несколько лет.

 

И вдруг, как раз перед выборами в РФ эти виновные нашлись. В середине января, суд Нью-Йорка назначил на май заседание по новому иску компаний российского олигарха Олега Дерипаски в США к Полу Манафорту, бывшему ведущему западному советнику Виктора Януковича. В целом, консультант обвиняется алюминиевым магнатом достаточно жестко: в том, что взял не менее $40 млн. за оплату важных услуг, эти услуги не сделал, и деньги не вернул.

 

Что исполняли для Кремля магнат и консультант

 

 Сначала Республика Черногория, а затем украинские Одесса и Запорожье стали роковыми точками для обоих фигурантов этого суда. Канва их спора выглядит простой - украинским регионалам в 2004-2014 годы был очень нужен Манафорт, а Дерипаска поддерживал регионалов.

 

Соответственно, он был готов за них оплачивать часть стоимости услуг американского консультанта. Поддержка регионалов со стороны российского алюминиевого короля осуществлялась не как хобби. Она была с военно-промышленным интересом.

 

Российскому алюминиевому магнату надо было, чтобы власти Украины закрывали глаза на то, как компании Дерипаски расправились с наличием у Украины собственного производства одного из главных стратегических материалов обороны, алюминия. В любой стране мира прокат этого металла и его сплавов критически нужны производителям ракетной и авиационной техники. Из-за российской военной агрессии, с этой техникой у Украины ныне вполне заметный дефицит. Нехватка техники образовалась в том числе и потому, что оборонным заводам нужно импортировать металлы, раз свои мощности распилены на лом. А импортный металл всегда дороже собственного.

 

 Дерипаска поддерживал невнимательность тогдашней украинской власти в вопросах алюминиевой промышленности с особой тщательностью. До 2014 года украинские государственные инстанции действительно в упор не замечали, как компании Дерипаски разрезали на металлолом единственный в Украине завод-производитель первичного алюминия в Запорожье, “ЗАлК”.

 

Большинства бывших мощностей у этого завода теперь нет. И без того почти полная зависимость Украины от импорта алюминия из РФ после этого распила выросла. Словом, рост украинской импортной зависимости принес Дерипаске деньги и дополнительные позиции в бизнесе.

 

Как треснули кирпичики влияния РФ в Украине и на Балканах

На днях американский журнал Atlantic попытался раскрыть большинство тонкостей сотрудничества Дерипаски и Манафорта

 на ниве связей с американскими и украинскими политическими кругами.

Хотя агентство Reuters, анонсируя эту публикацию, отметило, что люди Манафорта до 2014 года сидели почти в каждом украинском министерстве

, о взятках за “алюминиевую невнимательность” украинских властей Atlantic не говорит ничего.

 

Судя по всему, это издание постаралось в интересах суда не раскрывать конкретные детали бизнес-интереса Кремля, Дерипаски и Манафорта к Украине. Зато, американскому журналу удалось разузнать главное: когда спорящие стороны познакомились, и когда и из-за чего поссорились.

 

Ссора выглядит достаточно просто. Российский магнат взял на себя львиную часть оплаты регионалами дорогостоящих услуг политического консультанта Пола Манафорта, и оплата проводилась в форме учредительного партнерства.

 

По сути, Дерипаска, вместо гонораров, переписал на имя американского консультанта Манафорта кабельную телекомпанию Black Sea Cable с активами в Одессе и Крыму. Нынешний судебный иск Дерипаски к Манафорту как раз касается тонкостей в формировании ее капитала. Дерипаска через Высший суд Нью-Йорка, например, хочет забрать у Манафорта не менее $20млн. Дерипаска пытается доказать американскому суду, что Манафорт эти деньги у него украл. И еще не менее $20млн присвоил через пиар-компанию Periclе, которая не оказала Дерипаске ранее оплаченных услуг.

 

В отличии от ссоры, знакомство алюминиевого магната и консультанта - это гораздо более запутанный процесс. Поссорившиеся партнеры познакомились задолго до появления Манафорта в Украине, в далеком 2005 году.

Тогда американский политконсультант добился партнерства с Дерипаской по инвестиционным и прочим операциям

 в Республике Черногория. В то время, Дерипаска безуспешно намеревался вытеснить алюминиевые компании Греции с рынка Балканских стран.

 

На пути такой экспансии, возглавляемая Дерипаской главная алюминиевая компания РФ Rusal тогда изначально безуспешно пыталась купить алюминиевый комбинат и распределительную энергосеть в Боснии. С гораздо большей удачей компании Дерипаски приобрели контроль над аналогичным заводом в Черногории. В 2012 году, когда Манафорт подзабыл балканские задачи Дерипаски, и надолго завяз в Киеве, Дерипаска потерял контроль над этим боснийским заводом.

 

Смысл экспансии

 

Производители алюминия, наряду с аммиачными, стекольными и цементными заводами - это основные потребители природного газа в экономике любой страны. Чем больше российского контроля над такими потребителями, тем больше будет российский газовый экспорт, и тем меньше будет поставок газа из других стран. На такой идеологии поставок голубого топлива выстраивается большая часть потенциала внешней экспансии РФ.

Дерипаска вряд ли может не знать это обстоятельство. Вероятно, не без “нагоняя” из Кремля, главный российский алюминиевый магнат несколько лет пытался отсудить обратно завод на Балканах. Но совсем недавно, 17 января, международный арбитраж окончательно отклонил его личную претензию

 к Республике Черногория на сумму $600млн.

 

По этим искам Дерипаски к Боснии и к Манафорту стало ясно, что партнерство магната и консультанта имеет откровенно контрпродуктивный итог. Причем как в Черногории, так и в Украине.

 

В нашей стране, например, Дерипаске пришлось вернуть остатки алюминиевого завода государству. Что касается технологически связанного с Запорожьем глиноземного завода в Николаеве, то его спешно передали в управление самому крупному в мире швейцарскому торговому конгломерату, компании Glencore. Кстати, эта же компания управляет упомянутым заводом в Боснии, который Дерипаске так и не удалось взять под контроль. Местная пресса судачит, что потерянный Дерипаской завод в соседней Черногории опекает конкурент Glencore, голландская Trafigura.

 

Но вряд ли такая деталь выглядит главной в волне активности, которая накрыла Дерипаску. Кто потеснил алюминиевого магната, партнеры или конкуренты, это конечно важно, но явно вторично. Первичным, и на сегодня главным, для всего региона Юго-Восточной Европы выглядит другое - если РФ теряет позиции своего влияния, значит она обязательно будет стремится вернуть их назад.

 

Экономические точки реванша

 

Спешно переписав глиноземный завод, в Украине Дерипаска свои позиции худо-бедно защитил. Но на Балканах и в нашей части Европы он явно проиграл. Вместе с этим магнатом изрядно просела вся российская экспансия в регионе. Но следует помнить, что один из богатых представителей так называемой “семейной группировки” российского капитала - это далеко не единственный российский экономический рычаг давления на Юго-Восточную Европы.

 

Алюминиевые заводы в Боснии и Черногории российский капитал проиграл. Он также проиграл компаниям Индии и Израиля борьбу за самый главный индустриальный гигант Балканского региона, косовский меткомбинат Trepca.

 

В то же время, определенное влияние на нефтегазовую промышленность этого региона пытаются сохранить другие российские инвесторы. Например, лидером черной металлургии Румынии остается российский “Мечел”. Алюминиевым заводом Alro в карпатской Слатине через компании в Китае владеет российский янтарный король Виталий Мащицкий, которого пресса причисляет к Подольской московской финансовой группе. Трансильванским азотно-туковым комбинатом Azomures в румынском Тыргу-Муреш владеют швейцарец Андреаш Циви и британец Сергей Махлай.

 

Все эти и другие российские активы находятся очень в разной степени подчинения политическим интересам Кремля. Одни больше, другие меньше. Но позиционирование российских государственных интересов на осевший в этом регионе ЕС российский частный капитал, однозначно есть.

 

Вершину этих интересов формируют российский “Газпром” и “Лукойл”, которые выстраивают топливную инфраструктуру для российских инвестиций в других сферах экономики. Например, после российской агрессии в украинском Крыму, компания “Лукойл” решила покинуть рынки Украины, Польши, и стран Балтии, которые для нее стали слишком рискованными. Но на Юго-Востоке Европы, где работает 2 НПЗ компании и крупная сеть заправок в Турции, этот российский нефтяной гигант все же решил остаться.

 

Когда Балканы опять затянет в пояс “бизнеса и православия”?

 

Причины такого упрямства лежат на поверхности. Как и в ”Газпроме”, в “Лукойле” рассчитывают, что транзит российской нефти и газа через эту часть Европы будет расти.

 

И надежды эти питаются главной предвыборной амбицией Кремля в регионе - газопроводом «Турецкий Поток-2» (ТS2). Соглашение о строительстве его подводного сегмента между РФ и Турцией было заключено в середине января, сразу после того, как война в Сирии перешла в фазу раздела страны на зоны деэскалации.

 

В ходе этой войны, Кремль не сумел сохранить территориальную целостность Сирии. Наряду с этим провалом, из Москвы не смогли запустить большинство своих сценариев в Украине. Как результат, к ранее запланированному Москвой на 2018 год началу газового проекта ТS2, официальный Киев так и не вернулся фарватер газовой политики РФ.

 

Подобная слабость результатов российской политики в Украине и Сирии привели к тому, что РФ в 2015-17 годах проиграла сразу несколько экономических сражений, которые выглядят чрезвычайно важными для экспансии РФ в Юго-Восточной Европе.

 

Это, во-первых - приватизация нефтяной и газовой промышленности Греции: на которую претендовали “Газпром” и “Лукойл”, но вместо них процесс выиграл Азербайджан. Во-вторых, - отказ Брюсселя поддерживать российско-турецкий проект ТS2, которому суждено стать изюминкой российских выборов-2018, доказывая состоятельность российской власти.

 

В отличии от других газопроводов, которые идут в этот регион ЕС из Турции, Комиссия ЕС не желает предоставлять российско-турецкому трубопроводу официальный статус. Но для этой проблемы у Москвы есть решение. С игнором Брюсселя поможет справиться исходящая ветка газопровода ТS2, газопровод Tesla. Его строительство - это откровенная реинкарнация идей “Великой сербской Югославии”. Маршрут этого газопровода спроектирован через Грецию, Македонию, Косово, Сербию, и далее в Австрию.

 

Если описывать нынешнюю ситуацию с этим исходящим сегментом “Турецкого Потока” просто, то можно сказать, что одна-единственная инициатива стран бывшей Югославии по строительству Tesla может решить почти все проблемы, которые ныне наблюдаются в отношениях между РФ и Турцией.

 

Одна из этих проблем, это нежелание Турции окончательно ссориться с ЕС, и полностью игнорировать европейское энергетические антимонопольное законы. Но есть одно условие, при котором турки могут пойти на это, и запустить “Газпром” на свой внутренний рынок, которым пока заправляют турецкие государственные компании.

 

Такое условие, это испуг стран балканского региона перед какими-то новыми угрозами, которые родят коллективную поддержку российскому газопроводу Tesla, запитанному от “Турецкого Потока”. Вполне возможно, что неудавшиеся беспорядки 2016 года в Македонии и попытка госпереворота в Черногории, - это как раз механизмы формирования подобного перепуга в регионе.

 

Если подобное многостороннее обращение балканских государств к Брюсселю будет иметь официальный статус, тогда Турция вряд ли устоит перед большим соблазном использовать новый российский газопровод, чтобы укрепится в этом регионе. Но это Турция, а что же Россия?

 

До лихого прыжка в капкан Украины, а затем Сирии, неделимый и единый пояс российского влияния выглядел очень монолитным. Еще несколько лет назад, эта “серая зона” специфического российского бизнеса и экстремальной “православно-чекистской” политики была призвана пройти от РФ через православную, в идеале, Украину далее в Европу, до православных Молдовы, Румынии, Болгарии и Сербии.

 

Но опоясать регион не удалось. Как в случае с заводами Дерипаски, провалы создания такого серого пояса видны по всей цепочке, и Украина в этих российских фиаско занимает далеко не последнее место.

 


This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

anatoligreen: (Default)
anatoligreen

December 2021

S M T W T F S
    12 34
5 6 78 91011
12 13 1415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 7th, 2025 06:32 am
Powered by Dreamwidth Studios