Упреждающий удар: в России придумали, как противостоять США при угрозе войны
Российские военные ученые разработали концепцию противостояния американской “мультидоменной операции” – стратегии, которую в последние годы активно разрабатывает Пентагон. Суть концепции – упреждающий массированный удар всеми доступными средствами. Он может быть нанесен “в условиях нависшей над Российской Федерацией угрозы локальной войны”, пишет ВВС.

Фото: Shutterstock
Концепция была опубликована в последнем номере ежеквартального журнала “Воздушно-космические силы: теория и практика”, который издается Академией ВВС им. Жуковского и Гагарина. Номер вышел в декабре 2020 года.
Общую нехватку средств в России для проведения действительно массированного удара авторы предлагают компенсировать рациональным использованием того, что есть, а также созданием системы разведки и передачи информации.
В статье один раз упоминается новое российское высокоточное стратегическое неядерное оружие – авторы считают, что для упреждающего удара по наиболее важным целям можно использовать гиперзвуковые ракеты “Кинжал”.
В концепции не говорится о применении ядерного оружия, но нет и однозначного утверждения о его неприменении.
При этом в материале предлагается “перейти от политики сдерживания потенциального противника ядерным оружием к политике устрашения нанесения ему неприемлемого комплексного поражения всеми видами вооружения в рамках превентивных действий” (по сути – создать новую доктрину).
Новая идея
Издание “Воздушно-космические силы: теория и практика” было учреждено Военно-воздушной академией имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина и министерством обороны России, распространяется в электронном виде.
С одной стороны, это официальное издание минобороны, с другой – научный журнал, и материалы, которые публикуются в нем, не обязательно принятые и утвержденные военные документы.
Эта статья – научный труд, ее авторы – преподаватели академии, доценты, профессор кафедры Сухопутных войск Владилен Стучинский и доктор наук Михаил Корольков.
Тем не менее, как рассказал в интервью Би-би-си научный сотрудник центра международной безопасности ИМЭМО РАН Константин Богданов, на основании этой публикации все-таки можно делать выводы об изменениях в российской военной мысли.
“Если посмотреть на работы по отражению массированного воздушно-космического нападения, которое было жупелом последних 20-25 лет для наших военных, то там не видно контура вот этих упреждающих действий, – говорит Богданов. – Основная часть обороны возлагалась на многослойную ПВО и ПРО театра, допустим, тактических и баллистических ракет, и на истребительную авиацию, которая тоже вовлекалась в уничтожение крылатых ракет, БПЛА, в крайнем случае – самолетов типа AWACS”.
В этой статье, по словам Богданова, проводится концепция встречно-упреждающего удара, который выводит из строя группировку противника.
Эксперт считает, что факт рассмотрения такой концепции в теоретическом научном труде свидетельствует о “растущей уверенности в ударном потенциале вооруженных сил”: “Это косвенно свидетельствует о том, что появились соответствующие дальнобойные высокоточные средства, которые могут применяться для подобного рода задач”.
“Туман войны”
По мнению военного эксперта Российского совета по международным делам Ильи Крамника, концепция превентивного удара, которую предлагают авторы статьи, опасна в нынешних политических условиях, когда между Россией и Западом остается все меньше каналов связи и диалога.
После прекращения действий нескольких договоров о контроле над вооружениями стороны лишились представления о том, что происходит в противоположном стане. “У нас возникает такой туман войны”, – сказал он.
С одной стороны, подобные концепции сами по себе, будучи опубликованными, создают эскалацию напряженности в отношениях России и Запада, считает Крамник, с другой – они опасны в условиях ошибочной оценки сил.
“Эти новости селят ложную уверенность в возможности решить те или иные проблемы между Россией и Западом военным путем. А этого решения нет. И то, что здесь изложено, это тоже не решение, поскольку мы все прекрасно понимаем, осознавая потенциал обеих сторон, что любая успешная операция с любой из сторон с очень высокой вероятностью может повлечь за собой эскалацию вплоть до обмена ударами стратегических ядерных сил”, – считает Крамник.
Совокупный военный потенциал НАТО гораздо больше российского, и упреждающий удар не станет окончательной победой, предупреждает он: “Все равно перед нами окажется противник, обладающий намного превосходящей мощью. Грубо говоря, это ситуация Перл-Харбора – японцы врезали, ну а дальше-то что?”